Основы игры Го и Задачи

Введение в игру Го, или «правила игры»:)

Смайлик, поставленный мной в названии, не случаен: при всей математической сложности игры и неоднозначности каждого отдельного хода, правила до смешного просты.

В игре участвуют два человека, ходы совершаются по очереди. Фишки для игры, называемые «камни», имеют чёрный и белый цвет. Первыми ходят чёрные. В игре используется доска с нанесёнными вертикально и горизонтально 19-ю линиями, которые образуют 361 перекрестие (Рис.1).

рис1

В эти перекрестия и ставится камень. Если ты окружил камень противника с четырёх сторон – ты его «захватил», этот камень снимается с доски и кладётся в чашу для пленных камней (Рис.2).

рис2

Цель игры – захватить территорию на доске, окружив её своими камнями. Игра заканчивается, когда оба противника пасуют. Территория определяется количеством свободных перекрестий (Рис.3: у белых 7 очков территории) в сумме с пленёнными камнями, и тот противник, у которого больше территории – побеждает.

рис3

Кроме того, есть вещи, которые точно нельзя делать.

Запрещённые ходы:

  • нельзя самому убивать свой камень т.е. ставить его в точку, уже окружённую камнями противника;
  • если ты по невнимательности поставил два камня подряд – ты проиграл^_^;
  • нельзя делать ход, ведущий к повторению только что существовавшей позиции (правило Ко)(об этом подробнее позже).

Это все правила игры. Прочитав их, и раздобыв комплект для игры вы сразу можете начать играть, и партия будет интересной для вас и вашего противника!

Однако, ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ, пока люди играют в Го, накоплено огромное количество знаний о том, как играть более эффективно. Это не правила – скорее, это рекомендации. Никто не обязан их соблюдать, но, сыграв сотню партий и самостоятельно «наступив на грабли», вы поймёте, что это оптимальные, наиболее простые и эффективные действия.

Итак, сначала расскажем про группы камней.

Группа – это два или больше камня, соединённые вместе. На рис.3 изображена группа белых камней. Если вы думаете, что соорудив группу, обеспечите себе победу – вы глубоко ошибаетесь: также вам необходимо, чтобы группа «выжила».

рис4

На рис.4 изображена группа чёрных камней. Несмотря на кажущуюся прочность, её можно захватить. В центре группы есть одна свободная точка, и если мы закроем её, мы лишаем группу территории, и она умирает. Но мы не можем ходить в эту точку, так как правила запрещают самоубийственные ходы. Как же захватить её?

рис5

На рис.5 белые камни окружили эту группу со всех сторон, но она всё ещё не захвачена, так как у неё есть ещё одно очко территории внутри. Но это последняя точка, отделяющая группу от смерти, а значит, мы можем совершить запрещённый ранее ход в центр этой группы!

рис6

На рис.6 белые ходом 12 закрывают последнюю клетку территории чёрной группы, и захватывают её. Чёрная группа может быть снята с доски! А белые получили 7 очков территории+7 пленных, то есть в сумме 14 очков. Что же нужно сделать, чтобы группу нельзя было захватить?

рис7        рис8

Всё очень просто и логично. На рис.7 изображена группа чёрных камней, которая является «живой». А живёт она потому, что у неё есть два «глаза», т.е. две пустые клетки. Даже если эта группа будет полностью окружена (рис.8), то её нельзя снять с доски, ведь чтобы захватить группу, надо лишить её всех пустых клеток (или, как говорят, всех «пунктов дыхания»), а у этой группы два пункта дыхания, или два глаза, а сделать два хода одновременно мы не имеем права.

Суммируя сказанное: мало просто окружить территорию, нужно, чтобы твои группы были живыми, имели два глаза.

Группа может иметь и три, и более глаз, но это уже неважно для её выживания. Глаз может состоять из одного пункта, а может из десяти – это тоже не имеет значения; главное – чтобы группа жила.

Однако, от истинных глаз, несущих жизнь группе, следует отличать «ложные» глаза.

рис9        рис10        рис11

На рис.9 группа имеет один истинный глаз, и один ложный. Дело в том, что три камня вверху не соединены с основной группой, и их можно захватить. На рис.10 белые окружают эти три камня, на рис.11 – снимают последним ходом в ложный глаз чёрной группы. Группа, казавшаяся живой, умерла.

Правило Ко

Ранее было сказано, что запрещён ход, ведущий к повторению только что существовавшей позиции. На рис.12 показан пример Ко.

рис12

В центре слева мы видим белый камень, находящийся на один шаг от смерти (положение «атари»). Следующим ходом чёрные снимают этот камень, и мы видим результат на рисунке справа. Однако, камень чёрных сам оказывается в том же положении! И, если белые сразу же заберут камень чёрных, мы увидим повторение позиции слева. Поэтому, по «правилу Ко», им запрещено это делать. Чёрные могут пойти и забрать камень белых, но белые сразу не могут взять его назад – они могут сделать это через 1 ход. Им следует походить где-нибудь в другом месте на доске, чёрные ответят, и только после этого белые могут снять чёрный камень. Чёрные, в свою очередь, после такого хода белых тоже могут забрать белый камень только через 1 ход. Это и есть правило Ко.  Ко-борьба заканчивается, когда один из противников закрывает спорную точку своим камнем.

Ход игры

Перед началом игры нужно определить, кто будет играть чёрными камнями, а кто белыми – это называется «разыграть цвет» (Нигири). Один игрок берёт не глядя пригоршню чёрных камней, другой – пригоршню белых. Камни выкладываются на доску. Игрок, загребавший чёрные камни, считается загадывающим – если число чёрных и белых камней чётное, либо и тех и тех нечётное, то он выбирает себе цвет камней (и, скорее всего, он возьмёт чёрные:)). Если же чётность чёрных и белых камней не совпала, то камни первым выбирает тот игрок, кто зачерпывал белые камни.

Так как ценность первого хода очень высока, игрок, взявший белые камни, получает компенсацию или коми в 6,5 очков. Пол-очка используется для того, чтобы избежать ничьей. При игре на форе коми обычно 0,5.

После того, как цвет камней определён, игроки желают друг другу приятной игры и начинают партию.

Го – восточная игра, и, как и всё на востоке, она пропитана традициями. Одной из таких традиций является уважение к противнику: в Го не садятся играть для того, чтобы помериться мускулами, или оскорбить кого-то, или унизить; в Го играют для того, чтобы совершенствовать свой разум, и получать удовольствие от блестящих ходов – как своих, так и ходов противника. Ваш противник в игре – не враг, это инструмент для вашего развития, и нужно быть благодарным ему за те уроки, которые вы получаете. Это не он стремится захватить вашу группу – это сам мир, сама вселенная бросает вам вызов, проверяет ваш разум через его ходы. Потому в игре не следует нервничать, злиться и обижаться. Следует уважительно относиться к противнику и ко всему, что он делает, даже если сам он ведёт себя некультурно.

Игра имеет несколько стадий: начало (Фусеки), середину (Тюбан) и завершающий этап (Ёсэ). Частный случай фусеки – Джосеки, или «дебют в углу» — это определённые последовательности ходов белых и чёрных при разыгрывании территории в углу доски.

После того, как вся территория на доске поделена, все живые группы доказали свою жизнеспособность, все мёртвые группы точно умерли, и ходов, которые могут принести очки («очковые ходы»;)), как мы их шутливо называем) более нет, игроки по очереди говорят «Пас». Игра считается завершённой. Пленные камни для удобства подсчёта можно выставить на территорию противника. После этого подсчитывается территория белых и чёрных, белые прибавляют себе коми, и определяется победитель. Территория на стыке двух групп считается нейтральной, или ничьей. Для удобства подсчёта своей территории игроки могут закрыть её, ходя по-очереди.

рис13

На рис.13 изображено окончание партии на малой доске (9 на 9 пунктов – такую доску обычно используют начинающие игроки). Здесь у чёрных есть 2 группы, у белых одна. Верхняя группа чёрных принесла им 9 очков, нижняя – 4 очка: всего 13 очков. У белых также 13 очков, однако у них есть коми (для малой доски чаще используют коми 1,5 очка), а значит они выиграли.

После подсчёта количества набранных очков и определения победителя игроки пожимают друг другу руки и благодарят за игру.

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован.