Введение в игру Го, или «правила игры»:)
Смайлик, поставленный мной в названии, не случаен: при всей математической сложности игры и неоднозначности каждого отдельного хода, правила до смешного просты.
В игре участвуют два человека, ходы совершаются по очереди. Фишки для игры, называемые «камни», имеют чёрный и белый цвет. Первыми ходят чёрные. В игре используется доска с нанесёнными вертикально и горизонтально 19-ю линиями, которые образуют 361 перекрестие (Рис.1).
В эти перекрестия и ставится камень. Если ты окружил камень противника с четырёх сторон – ты его «захватил», этот камень снимается с доски и кладётся в чашу для пленных камней (Рис.2).
Цель игры – захватить территорию на доске, окружив её своими камнями. Игра заканчивается, когда оба противника пасуют. Территория определяется количеством свободных перекрестий (Рис.3: у белых 7 очков территории) в сумме с пленёнными камнями, и тот противник, у которого больше территории – побеждает.
Кроме того, есть вещи, которые точно нельзя делать.
Запрещённые ходы:
- нельзя самому убивать свой камень т.е. ставить его в точку, уже окружённую камнями противника;
- если ты по невнимательности поставил два камня подряд – ты проиграл^_^;
- нельзя делать ход, ведущий к повторению только что существовавшей позиции (правило Ко)(об этом подробнее позже).
Это все правила игры. Прочитав их, и раздобыв комплект для игры вы сразу можете начать играть, и партия будет интересной для вас и вашего противника!
Однако, ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ, пока люди играют в Го, накоплено огромное количество знаний о том, как играть более эффективно. Это не правила – скорее, это рекомендации. Никто не обязан их соблюдать, но, сыграв сотню партий и самостоятельно «наступив на грабли», вы поймёте, что это оптимальные, наиболее простые и эффективные действия.
Итак, сначала расскажем про группы камней.
Группа – это два или больше камня, соединённые вместе. На рис.3 изображена группа белых камней. Если вы думаете, что соорудив группу, обеспечите себе победу – вы глубоко ошибаетесь: также вам необходимо, чтобы группа «выжила».
На рис.4 изображена группа чёрных камней. Несмотря на кажущуюся прочность, её можно захватить. В центре группы есть одна свободная точка, и если мы закроем её, мы лишаем группу территории, и она умирает. Но мы не можем ходить в эту точку, так как правила запрещают самоубийственные ходы. Как же захватить её?
На рис.5 белые камни окружили эту группу со всех сторон, но она всё ещё не захвачена, так как у неё есть ещё одно очко территории внутри. Но это последняя точка, отделяющая группу от смерти, а значит, мы можем совершить запрещённый ранее ход в центр этой группы!
На рис.6 белые ходом 12 закрывают последнюю клетку территории чёрной группы, и захватывают её. Чёрная группа может быть снята с доски! А белые получили 7 очков территории+7 пленных, то есть в сумме 14 очков. Что же нужно сделать, чтобы группу нельзя было захватить?
Всё очень просто и логично. На рис.7 изображена группа чёрных камней, которая является «живой». А живёт она потому, что у неё есть два «глаза», т.е. две пустые клетки. Даже если эта группа будет полностью окружена (рис.8), то её нельзя снять с доски, ведь чтобы захватить группу, надо лишить её всех пустых клеток (или, как говорят, всех «пунктов дыхания»), а у этой группы два пункта дыхания, или два глаза, а сделать два хода одновременно мы не имеем права.
Суммируя сказанное: мало просто окружить территорию, нужно, чтобы твои группы были живыми, имели два глаза.
Группа может иметь и три, и более глаз, но это уже неважно для её выживания. Глаз может состоять из одного пункта, а может из десяти – это тоже не имеет значения; главное – чтобы группа жила.
Однако, от истинных глаз, несущих жизнь группе, следует отличать «ложные» глаза.
На рис.9 группа имеет один истинный глаз, и один ложный. Дело в том, что три камня вверху не соединены с основной группой, и их можно захватить. На рис.10 белые окружают эти три камня, на рис.11 – снимают последним ходом в ложный глаз чёрной группы. Группа, казавшаяся живой, умерла.
Правило Ко
Ранее было сказано, что запрещён ход, ведущий к повторению только что существовавшей позиции. На рис.12 показан пример Ко.
В центре слева мы видим белый камень, находящийся на один шаг от смерти (положение «атари»). Следующим ходом чёрные снимают этот камень, и мы видим результат на рисунке справа. Однако, камень чёрных сам оказывается в том же положении! И, если белые сразу же заберут камень чёрных, мы увидим повторение позиции слева. Поэтому, по «правилу Ко», им запрещено это делать. Чёрные могут пойти и забрать камень белых, но белые сразу не могут взять его назад – они могут сделать это через 1 ход. Им следует походить где-нибудь в другом месте на доске, чёрные ответят, и только после этого белые могут снять чёрный камень. Чёрные, в свою очередь, после такого хода белых тоже могут забрать белый камень только через 1 ход. Это и есть правило Ко. Ко-борьба заканчивается, когда один из противников закрывает спорную точку своим камнем.
Ход игры
Перед началом игры нужно определить, кто будет играть чёрными камнями, а кто белыми – это называется «разыграть цвет» (Нигири). Один игрок берёт не глядя пригоршню чёрных камней, другой – пригоршню белых. Камни выкладываются на доску. Игрок, загребавший чёрные камни, считается загадывающим – если число чёрных и белых камней чётное, либо и тех и тех нечётное, то он выбирает себе цвет камней (и, скорее всего, он возьмёт чёрные:)). Если же чётность чёрных и белых камней не совпала, то камни первым выбирает тот игрок, кто зачерпывал белые камни.
Так как ценность первого хода очень высока, игрок, взявший белые камни, получает компенсацию или коми в 6,5 очков. Пол-очка используется для того, чтобы избежать ничьей. При игре на форе коми обычно 0,5.
После того, как цвет камней определён, игроки желают друг другу приятной игры и начинают партию.
Го – восточная игра, и, как и всё на востоке, она пропитана традициями. Одной из таких традиций является уважение к противнику: в Го не садятся играть для того, чтобы помериться мускулами, или оскорбить кого-то, или унизить; в Го играют для того, чтобы совершенствовать свой разум, и получать удовольствие от блестящих ходов – как своих, так и ходов противника. Ваш противник в игре – не враг, это инструмент для вашего развития, и нужно быть благодарным ему за те уроки, которые вы получаете. Это не он стремится захватить вашу группу – это сам мир, сама вселенная бросает вам вызов, проверяет ваш разум через его ходы. Потому в игре не следует нервничать, злиться и обижаться. Следует уважительно относиться к противнику и ко всему, что он делает, даже если сам он ведёт себя некультурно.
Игра имеет несколько стадий: начало (Фусеки), середину (Тюбан) и завершающий этап (Ёсэ). Частный случай фусеки – Джосеки, или «дебют в углу» — это определённые последовательности ходов белых и чёрных при разыгрывании территории в углу доски.
После того, как вся территория на доске поделена, все живые группы доказали свою жизнеспособность, все мёртвые группы точно умерли, и ходов, которые могут принести очки («очковые ходы»;)), как мы их шутливо называем) более нет, игроки по очереди говорят «Пас». Игра считается завершённой. Пленные камни для удобства подсчёта можно выставить на территорию противника. После этого подсчитывается территория белых и чёрных, белые прибавляют себе коми, и определяется победитель. Территория на стыке двух групп считается нейтральной, или ничьей. Для удобства подсчёта своей территории игроки могут закрыть её, ходя по-очереди.
На рис.13 изображено окончание партии на малой доске (9 на 9 пунктов – такую доску обычно используют начинающие игроки). Здесь у чёрных есть 2 группы, у белых одна. Верхняя группа чёрных принесла им 9 очков, нижняя – 4 очка: всего 13 очков. У белых также 13 очков, однако у них есть коми (для малой доски чаще используют коми 1,5 очка), а значит они выиграли.
После подсчёта количества набранных очков и определения победителя игроки пожимают друг другу руки и благодарят за игру.